Статьи

Таксометр


     Таксометр — прибор, устанавливаемый в автомобилях такси для определения стоимости проезда. Принцип работы таксометра заключается в измерении расстояния, пройденного автомобилем и умножении на постоянную величину, задаваемую при программировании аппарата (обычно это стоимость одного километра пути). При скорости автомобиля ниже пороговой (обычно это 5-25 км/ч, в каждой стране по-своему), либо остановке прибор переключается в режим учета времени простоя (время*стоимость минуты простоя). Кроме того, таксометры обычно позволяют задавать стартовый тариф "за посадку".

     Первые моторизированные наемные экипажи - фиакры появились во Франции в 1896 году, но особым успехом не пользовались. Бедным они были не по карману, у богачей имелись свои личные экипажи, а средний класс рисковал воспользоваться их услугами лишь в исключительных случаях. Причиной тому было отсутствие строгого единого тарифа на перевозку. В 1891 году немецкий ученый Вильгельм Брюн изобрел первый таксометр и ситуация стала быстро меняться. В 1907 году на улицах английской столицы появились первые таксомоторы оборудованные таксометрами и спрос на услуги такси резко возрос. Следует отметить, что самими таксистами новшество было воспринято недружелюбно, ибо мешала утаивать часть прибыли от хозяев таксопарка и назначать за проезд заведомо завышенную цену в зависимости от выгоды ситуации (ночь, путешевствие в криминальный район города, дождь, мороз... и т.д.). Но рынок заставил нечистоплотных водителей измениться или покинуть этот бизнес и в скором времени компания "Рено" наладила серийное производство машин уже оборудованных таксометрами.

     До начала 21 века почти все таксометры были механическими. Это накладывало определенные ограничения (невозможность оперативной смены тарифов, отсутствия гибкости в системе расчетов) и, с развитием микропроцессорной техники, они были заменены на электронные. Необходимость первой замены возникла, когда появились новые автомобили, начиненные электроникой. Отсчёт расстояния они осуществляли от электронного датчика, расположенного на коробке передач автомобиля, и подсоединение механических таксометров без серьезных вмешательств в автомобиль стали невозможны. Некоторое время производители автомобилей делали специальные гнезда для таких подключений. Современные электронные таксометры стали довольно сложными устройствами. Их оснастили печатающими устройствами для выдачи чеков, сложной системой световой сигнализации (например, работаю/свободен, текущий тариф перевозки и т.п.), датчиками пассажиров (для автоматического включения в работу). Изменились и методы расчета цены. Так, в некоторых странах было введено понятие "минимальной цены", т.е. пассажир должен проехать некоторое минимальное расстояние, чтобы эксплуатация автомобиля оправдавылась его владельцу. Пример: владелец оценил, что многие клиенты любят ездить за угол дома в магазин. Подача такси, в целях конкуренции, была отменена. Но расстояние от стоянки автомобиля до дома клиента может быть более, чем клиент проедет. Поэтому владелец такси решает, что эксплуатация автомобиля будет оправдана, если клиент будет проезжать хотя бы 3 км.

Назад

© 2006 Integral